fredag 13 Jul 2007, 0:42
Уже месяц живу со статусом "21-летняя", а руки всё никак не доходили до давно задуманного. Решила ввести на last.fm такую традицию как подведение своих персональных музыкальных итогов года.
Возвращаясь мысленно назад, даже не верится, что безлимитный интернет, а как следствие - eMule и, соответственно, доступ к огромной музыкальной кладези, а следовательно - гигантский скачок в плане музыкального образования, так вот - он появился у меня меньше года назад. Кажется, что за это время я узнала больше, чем за всю свою жизнь, и те исполнители, которых я впервые услышала всего чуть более полугода назад, кажутся любимыми, сколько себя помню. Вспоминать о музыкантах и группах, которые "зацепили" в прошедшем году, не так уж и сложно - они "бросаются в память", так что свой список лучших и новых я составила за 1 минуту…
Depeche Mode
Пожалуй, музыка этой группы стала для меня одним из двух главных открытий года. Нет, разумеется, я знала о существовании DM и раньше, намного раньше. Помню, ещё лет в 5-6 подтанцовывала под то, что слушал брат, под названием Personal Jesus; а песни Enjoy the silence и Policy of truth всягда числились в списке мне нравившихся. Но это была совершенная крупинка, по сравнению со всем объёмом творчества группы. Наверное, правильно и логично, что в моей жизни они появились именно сейчас - раньше я бы не была готова к такой мрачновато-глубокой музыке. Глубокие тексты, цепляющие мелодии, фантастические голоса Дэйва Гэана и Мартина Гора, кстати, голос последнего пожно отвести в отдельное открытие прошлого года… Никогда не слышала ранее столь богатой техники и глубины исполнения. Увлечение Depeche Mode больше похоже на вспышку, пик которой пришёлся на начало февраля. Значение таких песен как Coming back to you, Everything counts, Love thieves, Barrel of a gun, Useless, Black celebration, The things you said, New life, Love in itself, Breathe, Shake the desease, Strangelove в тот период времени трудно переоценить. Музыка DM была для меня маленьким мостиком, пройдя по которому я оказывалась там, где мне хотелось быть в этот момент. Вся статистика на last.fm была сделана, кажется, именно тогда. Позже, в марте-апреле депеши попали у меня в неосознанную немилость, и с тех пор я почти не слушаю их музыку. Не из-за пресыщения и не из-за плохих ассоциаций - все якоря уже давно стёрлись, и DM я по-прежнему люблю. Но, наверное, дело в том, что та сильнейшая страсть к их музыке, которая была у меня зимой, была вызвана не внутренней собственной потребностью, а необходимостью определённой ассоциативной связи. Сейчас же становится очевидным, чтО значат для меня песни Depeche Mode без "посторонних примесей". Да, значат меньше, чем песни Элтона Джона, Стинга, Тори Эймос, Вангелиса и Шиллера, тем не менее, DM навсегда в списке моих любимых исполнителей, и я благодарна за них моему 21-му году жизни.
Dead Can Dance
Это второе значительнейшее открытие года. Сейчас вообще с трудом верится, что их музыку я узнала всего лишь в октябре. Тогда она пришлась как нельзя кстати, просто идеально подходила моему душевному состоянию - мрачной, почти чёрной меланхолии. Поначалу музыка даже пугала: казалось, вот дослушаю песню до конца и пойду совершать ритуальные убийства! Божественный голос Лизы Джеррард, "заупокойный" Брэндана Пэрри - это сочитание создавало неповторимую атмосферу каждого альбома. Самое удивительное и, возможно, в чём-то печальное, что музыка DCD соответствует и будет соответствовать моему внутреннему миру всегда: прекрасный бархатный мрак, периодически пронизаемый резкими стонами или вспышками света, смех или слёзы над своим одиночеством… Из наиболее впечатливших композиций Black sun, Bird, Xavier, Radharc, Saltarello, How fortunate the man with none, а безусловный лидер - Cantara.
Secret Garden
Если бы мне нужно было подобрать музыкальный антоним к Dead Can Dance, это, безусловно, были бы Secret Garden. Хотя у этих двух групп есть и некоторые схожие черты, начиная с состава, заканчивая стилистическими особенностями их музыки. Но если DCD - это, пожалуй, музыка подземелья, то SG - без сомнения, музыка небесная. Романтичное фортепиано, лирическая скрипка и нежная флейта создают удивительное мелодичное сочетание. Такая музыка просто не могла оставить меня равнодушной. Любопытно, что музыку Secret Garden невозможно слушать в плохом расположении духа - даже печаль должна быть светлой.
Rob Dougan
Совершенно загадочный и удивительный музыкант. Несколько лет работал над своим двухтомником Furious angels, который вышел в свет аж 5 лет назад, и который по сей день остаётся первым и единственным альбомом Роба. Утверждает, что особенно не интересуется музыкой, но при этом некоторые его композиции близки к гениальности… Впервые услышав Furious angels, я была просто поражена мощнейшей энергетикой и драйвом, сочитавшейся с мелодичностью и некоторой меланхоличностью, которыми был наполнен этот альбом. Музыка одинаково хорошо подходит как для динамичного танца, так и для расслабления. В общем-то могу сказать, что именно с неё началось моё осознанное увлечение трип-хопом. В этом альбоме что ни вещь, то композиция, достойная отдельного разговора и детального рассмотрения. Известная со времён первой "Матрицы" Clubbed to death, наполненная небывалой силой I'm not driving anymore, симфоническо-динамичная Furious angels, созданная в лучших традициях классической оркестровой музыки Will you follow me?, удивительным образом сочитающая в себе безнадёжность и надежду There's only me, мрачно-депрессивная Born yesterday и прекрасно-печальная Nothing at all… По-настоящему поразительное творение, один из лучших альбомов, который мне когда-либо приходилось слушать. Очень надеюсь, что Роб вскоре порадует новыми шедевральными творениями.
Poets of the Fall
Впервые услышала эту группу больше года назад с песней Late goodbye - кто-то посоветовал её на форуме в разделе "Самая печальная музыка на свете". Тогда таковой мне она не показалась, да и вообще не очень понравилась, но со временем я просто влюбилась эту композицию! Следующей была по-неземному прекрасная Sleep, которая сыграла важную роль в моей жизни прошедшей зимой, и, как результат - пальма первенства в моём чарте песен на last.fm. Насколько впечатлил первый альбом Poets of the Fall, настолько разочаровал второй. Альбом Signs of life - это новый и очень качественный альтернативный рок, который просто влюбляет в себя такими вещами, как Shallow, Illusion & dream, Someone special, 3 AM, Everything fades. Альбом же Carnival of rust - это какая-то чудовищная жесть, которая, впрочем, тоже попадает под определение альтернативы, но совершенно непривлекательной для моих ушей. Несмотря на то, что результат оказался, так скажем, 50/50, всё-таки могу отнести Poets of the Fall к своим любимым музыкантам. У этих финнов есть талант, есть свой особый стиль и видение музыки, которыми, я очень надеюсь, они не пожертвуют в угоду модной нынче тенденции в сторону "утяжеления" рока.
Philip Glass
Мои музыкальные "отношения" с этим композитором можно назвать самыми странными и непонятными из всех! Разумеется, с музыкой Филипа Гласса я познакомилась не год и даже не 2 назад. Многие его произведения, как, например, симфония Heroes, саундтреки к Quatsi-трилогии и фильму The Hours, мне были известны и раньше. Но, как я ни пыталась, я не могла воспринимать минимализм Гласса, по крайней мере, оценивать его позитивно. Его музыка мне казалась необыкновенно сильно давящей на психику и мозг, однако при этом зачастую от неё было трудно оторваться. Главным её определением для меня стало "уродливая красота". Да, что-то было в этой музыке необычное, что притягивало к себе, но, тем не менее, всякий раз, когда я выключала очередное творение Гласса, мне становилось легче. Мне сложно сказать, отчего и когда именно произошло изменение отношения в его произведениям. Возможно, я "доросла" до них, услышала достаточно, чтобы понять их и прочувствовать. А возможно просто-напросто мне посчастливилось услышать лучшие вещи Филипа Гласса именно в этом году. Я была очень впечатлена его метаморфозами и их фортепианным исполнением Артуро Сталтери и Джея Готтлиба, альбомом The essential, а также рядом малоизвестных саундтреков. На мой взгляд, музыка Гласса - это крайне умелое и удачное сочетание классических традиций написания музыки и современного эмбиента.
Antimatter
Это самая юная и пока ещё непродолжительная моя музыкальная любовь. Познакомилась с их музыкой в мае, перебирая очередную кучу не всегда интересной и не всегда качественной новозакаченной музыки, и, надо признаться, была очень приятно удивлена. Мелодичные баллады, создающие неповторимое ощущение трагичного, но не безнадёжного одиночества, бесконечной, но не удушающей грусти… Слушая восхитительные трогательные гитарные переборы, трудно поверить, что основателем Antimatter стал бывший участник метал-группы Anathema Данкан Пэттерсон. Кстати, и Anathema мне тоже довелось послушать… мда… Без комментариев. "Голос" группы, принадлежащий гитаристу Мику Моссу, - один из самых красивых мужских голосов, которые я когда-либо слышала! Все альбомы Antimatter, безусловно, хороши, но особенно мне понравился Planetary confidement 2005 года. "Am I the only one crushed by the weight of the world?.." - пожалуй вечный и риторический вопрос…
Clint Mansell
Как и Филипом Глассом, Клинтом Манселлом я смогла пропитаться лишь в этом году. Правда, он куда менее "плодовит", чем известный композитор-минималист. Здесь важно упомянуть главное - The Fountain - после чего становится понятно и всё остальное. Вышедший на наши экраны в начале марта фильм произвёл на меня неизгладимое впечатление своей философской глубиной и неоднозначностью основной идеи. Однако о самой картине сказано уже немало и на соответствующих форумах. Здесь же мне хотелось бы отметить просто потрясающий саундтрек, который идеально подходит фильму по духу и создаваемому настроению. Какой-то неземной, божественный звук сочитает в себе и спокойствие, и тревогу, и борьбу, и умиротворение… Целая буря эмоций поднимается всякий раз, когда слушаешь снова этот коротенький - чуть более получаса - саунтрек. Благодаря мастерству Манселла, эта музыка моментально переносит тебя сквозь время и заставляет вновь испытывать те же ощущения, что и при просмотре фильма. Без сомнения, это вообще один из лучших саундтреков в моей музыкальной коллекции. А композицию Together we will live forever я без колебаний готова назвать гениальной. Позже я решила ещё раз оценить предыдущее творение Клинта Манселла к фильму Даррена Аронофски Requiem for a dream. На мой взгляд, этот альбом всё же на порядок слабее музыки к The fountain. Тем не менее, и он остался в моей коллекции. Остальные работы композитора не произвели на меня ровным счётом никакого впечатления, но за вышеобозначенный саунд я готова простить Клинту многие промахи :)
October Project
Я безумно люблю откапывать среди невзрачных камешков настоящие бриллианты - таким стала песня Return to me группы October Project, услышанная мною впервые в саундтреке к фильму Blown away. Эта песня не только потрясающе красивая, но и как нельзя кстати пришлась именно в тот период времени - октябрь 2006 года. Хотелось смотреть за окно, на последние облетающие с деревьев листья и петь её… Гораздо позже последовал первый прослушанный альбом Falling father in - интересный, насыщенный, раскатистый ритм и удивительный голос солистки Мэри Фаль. Приятным его назвать довольно сложно, но, тем не менее, слушаешь с удовольствием. Песни Deep as you go и Bury my lonely - лучшее его представление. Группа October Project удивила ещё вот чем: сменив после двух выпущенных альбомов состав, солистку и в целом изменив стилевую направленность музыки, они по-прежнему мне очень нравятся, несмотря на то, что на прежний OP они похожи мало. Новый лид-вокал Марины Белики чуть ли не полная противоположность предшествующему, но вместе с тем я могла бы отнести его к лучшим женским голосам современности. Последний альбом OP Different eyes вообще нечто из ряда вон выходящее: всего 6 треков, но что ни песня - то мини-шедевр. Очень хочется надеяться, что за этим релизом последуют другие, ведт к хорошему и красивому так быстро привыкаешь!
Kitaro
Наконец, я дошла до конца своего списка. Творчество Китаро лично для меня делится на две части: бОльшую - чисто азиатская музыка с использованием традиционных японских инструментов, и меньшую - оркестровая музыка, созданная в классических традициях. Именно вторая меня и привлекла к нём. Я не являюсь и никогда не была поклонницей восточной культуры (в любом её проявлении), поэтому, долго слушав альбом за альбомом Китаро (кажется, их больше 30), я уж было думала, что мои ожидания жестоко обмануты, и сейчас этот композитор входит в число открытий прошедшего года и моих любимых ныне исполнителей, в основном благодаря альбомам Dreams и The world of Kitaro.
***
Вот таким образом выглядят мои музыкальные впечатления… Хочется сказать ещё пару слов о группе Elend. Считаю, мне несказанно повезло, что из всей их дискографии первым мне попался альбом Winds devouring men. Будь это какой-либо другой, я вряд ли стала бы дальше изучать их творчество. Здесь же я услышала звук, как никакой другой напоминающий обожаемые Dead Can Dance! И это было удивительно, так как ни в одном списке "similar artists" к DCD этой группы не было! Совершенно восхитили меня образцы dark ambient The poisonous eye, Worn out with dreams, Under war-broken trees… Однако другие альбомы Elend не произвели столь сильного впечатления - слишком тяжёлый звук, при долгом прослушивании начинается паника :) В общем, при всём восхищении единственным оставленным мною альбомом, не могу причислить Elend к любимым исполнителям… а жаль.
Top 10 albums of the 21st year:
1. Rob Dougan - Furious angels
2. Craig Armstrong - As if to nothing
3. Poets of the Fall - Signs of life
4. Blüchel & von Deylen - Bi polar
5. Antimatter - Planetary confinement
6. Dead Can Dance - Wake
7. Nek - Una parte di me
8. Elend - Winds devouring men
9. Clint Mansell - The Fountain
10. Secret Garden - Once in a red moon